Частная школа ПРЕМЬЕР  

главная

 

фотоальбом

Автономная некоммерческая организация
г.Москва, Шипиловская ул.,д.40, корп.2,
Тел.:(495) 393-08-18, 393-0711
e-mail: school@premier.edu.ru


ШКОЛЬНЫЕ СОЧИНЕНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
 
Сочинение ко Дню Победы. Динара Мирзамахмудова
 
Поклонимся великим тем годам…

 
        Конечно, это не совсем сочинение. Я просто записала воспоминания своего дедушки, Каушанского Алексея Михайловича, которому в 1941-м году было 13 лет, как мне сейчас.
        Перед вами фрагменты истории Великой Отечественной войны глазами подростка.
 
        …Помню, как я первый раз услышал, как падает авиабомба. Это было под Москвой, в августе 41-го. Жили мы на станции Москворецкая недалеко от Воскресенска. Километрах в двух от станции в небе за облаками шёл бой. Наши лётчики не пускали врага бомбить Москву, и «фриц» сбросил боезапас над нашим лесом. Свист был ужасный – сильный, громкий даже на таком большом расстоянии. Взрыв! И мы с друзьями – мальчишки! – наперегонки побежали на это место, набили ещё тёплыми осколками полные карманы и хвастались потом перед домашними. Ох, и влетело же мне за это от матери!
        Когда немецкие войска стали совсем близко подходить к Москве, на ж/д станции открыли склады. Чтоб ничего не досталось врагу, товар со склада раздавали населению. Помню, раздавали всем соль – мешками, кто сколько унесёт. Правда, когда немцев отогнали, склады опять закрыли, но назад соль не забирали.
        Тут к разговору подключилась и бабушка Галя: «А нас во время войны эвакуировали с Украины в Среднюю Азию, и там соль была на вес золота. Мы сменяли мешочек соли – около 5 кг – на тёлочку, пару кроликов и десяток цыплят. Это хозяйство помогло нам тогда выжить. Да-а, во время войны соль и спички были очень ценными. Спички были не у всех, их берегли, за угольками для растопки бегали к соседям, а огонь в печках хранили так же бережно, как хлебные карточки».
        А, карточки! 400 гр хлеба в сутки иждивенцам, 600 гр – работникам. Я получал рабочую карточку. Осенью 41-го я учился в седьмом классе, но враг рвался к Москве… Я бросил школу и пошёл работать в цех. Там мы со сверстниками делали противотанковые мины.
        Это были небольшие деревянные ящики, окрашенные в целях маскировки в белый цвет. Внутри располагался кусок тола, взрыватель и пакеты со смесью торфа и селитры. Нам поручали заколачивать гвозди в эти ящики. Не очень героическое занятие, думаешь? Однако требовалось особое искусство вбить гвоздь так, чтобы он вошёл ровно в доску и не прорвал пакет с горючей смесью. Иногда гвозди были хорошие, тонкие, и работа шла легко. А иногда – война ведь, снабжение плохое! – гвозди привозили толстые, и они никак не хотели ровно заходить на своё место. Стоим мы на конвейере, ящики идут и идут, накапливается уже целая гора, а гвозди так и норовят пойти вкось… Готовые ящики, точнее – мины, ставили на трое суток в воду. Если она окрашивалась торфом из пробитого пакета, то браковалась вся партия, а это был уже прямой урон фронту… Но все ребята так старались! Сколько мы таких ящиков сколотили! Вот я теперь думаю – наверное, не один фашистский танк подорвался на моей мине…
        Когда немцев отогнали от Москвы, я с подругой матери отправился в Рязанскую область – менять в деревнях вещи на еду. Помню, я тащил бабушкин самовар и мамины вещи – пальто, шёлковые платья. Обменяли их на мешок муки, из которой потом долго дома пекли хлеб. Ехали в теплушках, а точнее, в обычных товарных вагонах, загруженных сеном. На станциях выбегали за кипятком. Поездку можно было бы считать удачной, но… Где-то в дороге я заболел сыпным тифом, долго лежал в бреду – какое лечение в военное время? Голодно, медикаментов не хватало…
        Вообще, чувство голода преследовало всю войну – с продуктами было тяжело, а организм растёт, своего требует… Крутились, как могли. Я лудил (покрывал оловом) огромные медные котлы в заводской кухне, за что получал замечательные, сказочно вкусные щи – целую миску!
        Когда наши войска освободили Сталинград и погнали фашистов с Волги на запад, мать направили в Воронежскую область восстанавливать цементный завод. Опять мы долго-долго ехали в теплушках. Поселили нас в единственном целом доме в посёлке. Это было трёхэтажное здание, в котором авиабомбой был полностью разрушен крайний подъезд. Мы жили на втором этаже. В одной из комнат дверь открывалась прямо на улицу, и было видно огромную, глубокую яму-воронку, куда мы бросали мусор.
        На нашу станцию с полей, где прошли бои, свозили для сортировки разбитую военную технику – танки из-под Прохоровки, где было знаменитое танковое сражение, зенитные орудия, артиллерийские установки… Мы, мальчишки, лазили по этим искорёженным кучам металла, играли «в войну», катались «на каруселях»… Каких? У зениток платформа свободно вращалась на 360°, и так здорово было крутиться на ней, как в довоенном парке на разноцветной карусели! А каким счастьем было найти там целый трансформатор, отвинтить крышечку, слить оттуда трансформаторное масло и принести трофей домой! Зачем? Мы на нём жарили шикарные драники из мороженой картошки. Дымило оно ужасно и пахло керосином, но как же было вкусно!
        Прямо на улицах нашего посёлка валялись фашистские каски и неразорвавшиеся гранаты – небольшие, с кулак, красного цвета, итальянского производства. Хорошо, если у гранаты был целым «язычок», тогда она безопасна, а иначе могла «бабахнуть» в любой момент! Однажды мы с ребятами стащили на станции кусок бикфордова шнура и стали экспериментировать. Мы насыпaли взрыватели от патронов в каску, подводили шнур, поджигали… Чем сильнее получался взрыв, тем было, как сейчас говорят, круче! Конечно, драли нас за это нещадно, да разве можно что-либо запретить подросткам?
        В 45-м, когда кончилась война, мне должно было стукнуть 17, и я бы пошёл воевать. Нас, школьников, уже вывозили на военные сборы и стрельбища, но… Пришла Победа!
        Торжественный голос Левитана дома – в чёрной «тарелке» репродуктора, на рынках и площадях – в огромных «трубах» на столбах. Победа! Все ждали родных с фронта, ликовали, радовались, что теперь-то начнётся новая жизнь. Ладно, об этом уже как-нибудь потом…
        Такой разговор у нас дома получился 9 Мая, после грандиозного военного парада в честь Дня Победы.
        Дедушка Алёша хоть и жил всё время в тылу, но на его долю выпали многие испытания и тяготы военного детства… И конечно, Победа ковалась не только штыками солдат на полях сражений, но и руками тысяч таких же мальчишек, как он! Мой дедушка (а ему в этом году стукнет 80!) – свидетель многих важных событий нашей страны. Например, он, будучи студентом-бауманцем, побывал и на праздновании 800-летия Москвы в 1948-м, и на похоронах Сталина в 1953-м. Я обязательно попрошу его рассказать об этом, а вы сможете прочитать.
 

 
Ананьева Анна Владимировна, 16 лет.(12.10.2008)
Классный руководитель — Лазарева Светлана Николаевна.
 
«Как я понимаю термин «миротворец». Кодекс юного миротворца».
НА КОНКУРС «ЮНЫЙ МИРОТВОРЕЦ ГОДА». 2008 год.


 
        Кто такие миротворцы? Какой вклад они вносят в нашу жизнь? Есть ли такие люди среди нас с вами? Во всём этом нам предстоит разобраться сейчас.
 
        Такой термин как «профессиональный миротворец» я понимаю как определение человека, военнослужащего, полицейского, не использующего оружия при выполнении своих служебных обязанностей в ходе миротворческих операций ООН. Вообще, я думаю, что это может быть любой гражданин, связанный с ООН и принимавший активное участие в миротворческой миссии.
 
        Медаль, которой награждаются миротворцы-военнослужащие за свои подвиги, называется «На службе Мира». Эта медаль служит доказательством службы в подразделениях по поддержанию мира.
 
        В России же, а тогда еще в СССР первая миротворческая операция прошла в 1948 году.
 
        Алексия II, епископа Русской Православной Церкви по праву можно отнести к миротворцам. По-моему, все деятели религии — миротворцы. Даже если посмотреть на значение миротворца в целом, в Церковном словаре. В одном из определений есть фраза: «Блаженны миротворцы, ибо оны будут наречены сынами Божьими». Любая мировая религия говорит о добре, любви, решению конфликтов мирным путем. Это очень важно, ведь в нашем мире именно она является неопровержимым доказательством, побудителем к тому, чтобы изменить свои взгляды. Ведь религия не нуждается в доказательствах, её нельзя опровергнуть или запретить. Она вечна, а значит с ней вечны и миротворцы.
 
        В повседневной жизни миротворец — лицо, способствующее сохранению или восстановлению мира (из толкового словаря Д.Н. Ушакова), военнослужащий, в составе своей части введённый в какую-нибудь страну для устранения междоусобицы, установления мира (из толкового словаря С.И. Ожегова). С точки зрения ООН, миротворец — это человек, который говорит о добре, думает о добре и делает соответственные дела. Быть миротворцем — очень ответственно, ведь в первую очередь ты должен быть честен сам с собой, только тогда твои поступки получат нужный результат, принесут пользу, помогут.
 
        В школе «Премьер» я учусь второй год и, честно говоря, плохо знаю, какие именно миротворческие мероприятия здесь проходили. Но зато я постоянно вижу, что наши ребята принимают участие во всяких конкурсах, связанных с ООН, каждый ежедневно проявляет уважение к деятельности миротворцев. Я знаю, что многие интересуются деятельностью Юных миротворцев, находятся в курсе их дел. Большинство учеников состоят в организациях, защищающих природу, например, Green Peace, WWF. Я считаю, что в нашем, современном мире, даже то, что они делают — очень много. Это означает, что растущее поколение не забывает о мировых проблемах, о собственной роли в политической жизни своей страны, а может даже и мира.
 
        Юные миротворцы — это молодые люди, готовящиеся стать профессиональными миротворцами. В Москве это движение начало складываться в 1998 году. Идея создания молодежного миротворческого движения была поддержана сообществом организаций системы ООН и, в частности, Информационным центром ООН в Москве и Комиссией РФ по делам ЮНЕСКО. Юные миротворцы стремятся овладеть знаниями и навыками, которые могут им пригодиться в будущем, при выполнении миссии.
 
        Вообще я считаю, что миротворец — это, прежде всего, человеческое качество, частичка его души. Этому нельзя научиться, это даётся при рождении. Желание помогать людям, находить мирной решение проблем, ответственное отношение к своим делам, вера в собственные силы. Кодекс миротворца? Я думаю, что организация и так его давно составила. По-моему, в первую очередь нужно чувствовать в себе миротворца, потом уже, по средствам изучения конкретной деятельности ООН, истории, культуры, воспитывать в себе безукоризненного миротворца.
 
        Ну, вот и все, пожалуй, что я думаю на этот счет. От себя хочу поблагодарить миротворцев. Знания о вашем существовании дают мне уверенности в завтрашнем дне. Спасибо за всё, что вы сделали, делаете и будете делать!
 

 
         Павлова Екатерина. 10 класс (2007 год.)
 
«Глобальное потепление». НА КОНКУРС «ЮНЫЙ МИРОТВОРЕЦ ГОДА». 2007 год.


 
        Глобальное потепление – одна из наиболее обсуждаемых проблем в наше время. События начала XXI века показали. Насколько могут влиять не только на повседневную жизнь людей, но и на мировую экономику и политику.
 
         Некоторые влиятельные страны Западной Европы, акцентируя внимание мирового сообщества на этой проблеме, пытаются найти причины глобального потепления и остановить его. Одним из последних шагов, предпринятых этими государствами, является заключение Киотского протокола, главная идея которого – ограничение выброса в атмосферу углекислого газа. Страны, подписавшиеся под этим документом, обязаны не только ограничивать выделение в атмосферу «вредного» газа, но и платить за превышение его допустимой нормы. К примеру, если какая-либо страна всё же не может ограничить выброс углекислого газа в атмосферу, то она должна купит лицензии на объемы превышения у тех стран, выбросы которых меньше выделенной квоты.
 
         Я бы хотела отметить тот факт, что США, Индии, Китаю, Канаде и некоторым другим странам было предложено тоже принять Киотский протокол, но они отказались. Дело в том, что инициаторами этого протокола были страны Западной Европы, выделяющие гораздо меньше углекислого газа, чем вышеперечисленные государства, поскольку Евросоюз в основном потребляет энергию, а не производит её. Также следуя условиям Киотского протокола, США, Индия, Китай, Канада должны будут покупать дорогостоящее оборудование, ограничивающее поступление углекислого газа в воздух, которое есть именно у стран Евросоюза. Получается, что Киотский протокол выгоден только странам Западной Европы.
 
         Кроме того, государства Евросоюза убеждены, что единственным фактором, ускоряющим глобальное потепление, является именно поступление в атмосферу углекислого газа. Но многие ученые, в том числе и российские, не раз доказывали, что углекислый газ не сильно влияет на изменение климата. Гораздо более опасными являются оксиды тяжелых металлов, активно выбрасываемые в атмосферу Канадой, США и Западной Европой.
 
         Но почему же никто не хочет ограничить выделения в атмосферу токсичных веществ?..
 
         Многие страны сейчас просто «играют в глобальное потепление», отодвигая на второй план последствия этого явления для человечества. При этом они понимают, что если глобальное потепление все же наступит, то это будет мировой катастрофой.
 
         Сейчас уже можно наблюдать проявления глобального потепления. Заметно выросло количество и сила наводнений, штормов, ураганов, тайфунов. Необычно теплая погода спровоцировала страшнейшие пожары в США. На данный момент сгорело несколько сотен гектаров леса. Для США пожары – национальная катастрофа. Однако пока потушить пожары не удается: слишком высока температура.
 
         Если так будет продолжаться и дальше, то мы лишимся «легких планеты» - огромных лесных массивов, выделяющих кислород для того, чтобы жизнь на нашей планете не прекращалась.
 
         А что будет, если растают ледники? Сценарий ожидаемых последствий потепления напоминает фильм-катастрофу: из-за огромного количества оттаявшей воды могут изменить своё направление или вовсе исчезнуть многие океанские течения, являющиеся климатообразующими факторами. Также, если растает большинство ледников, то вся планета может лишиться рек, а значит, и пресной воды.
 
         Я считаю, что проблемой глобального потепления сейчас занимаются не столько экологи, сколько политики. Каждая страна пытается извлечь из надвигающейся катастрофы выгоду. И до тех пор, пока не сбудутся самые страшные прогнозы ученых, политики не перестанут делить деньги.

 
Дауд Омар, ученик 10 класса (2006 год).
 
Что я представляю под словом "миротворец". НА КОНКУРС «ЮНЫЙ МИРОТВОРЕЦ ГОДА». 2006 год.


  Я считаю, что нельзя быть юным миротворцем или миротворцем со стажем. Нельзя быть миротворцем по профессии или заданию. Миротворец – это образ мыслей, образ жизни. Мой взгляд на тему может показаться странным или однобоким, а умозаключения нелогичными.
  Многие люди боятся летать, а я люблю. Люблю самолеты, люблю аэропорты. Люблю разглядывать в окно иллюминатора причудливый серпантин Амура, Зеленые сопки Маньчжурии, белый песок Сахары, легендарную белую шапку Килиманджаро.
 Интересно представлять, что там, внизу, какие там живут люди, какие у них дома, одежда, какой образ жизни. Загадочные туареги кочуют в песках в верховьях Нигера и прячут лица от посторонних, пастухи-масаи строят круглые хижины в Великой рифтовой долине и носят красные плащи. На дороге к озеру Никко сейчас пробка, и водители выскакивают у придорожных кафешек, чтобы перехватить шашлычок из воробья. А на острове Элайду идут уроки в школе, состоящей из одной открытой веранды.
 Приходилось ли Вам ожидать своего рейса в транзитном зале большого международного аэропорта, где пересекаются Запад и Восток, север и Юг, Старый и Новый Свет? Даже объехав весь мир, невозможно повстречать того разнообразия антропологических видов, языков и культур. Интересно всматриваться в необычные черты лица, наблюдать за жестами и эмоциями, пытаясь разгадать смысл незнакомого языка. Вечные странники – англичане, которые есть везде, с зачитанными путеводителями Lonely planet. Стайки говорливых итальянцев. Достойные бенгальцы с кожаными дипломатами и почтенными женами в очках с золотыми оправами. Арабы из стран Залива в белоснежных хрустящих одеждах со шлейфом самого дорогого в мире смоляного аромата. Интеллигентные кенийцы с лондонскими газетами. Затоваренные молоденькие ланкийцы со значками выпускника МВТУ им. Баумана. Суетливые японцы, обвешанные всеми техническими достижениями современности в неизменных пиджачках от Шанель, нелепых в дальней дороге. Приземистые перуанцы и яркие аргентинки в норковых шубах в любое время года. Сомалийские беженцы на полу. Сколько недель провели они здесь! А вот высокие худощавые монахи из Непала или самой Лхасы в оранжевых одеяниях и с ноутбуками в руках. Маленькая модель нашего большого и противоречивого мира.
 В залах ожидания никто не суетится, не торопится, не толкается. Часы вынужденного созерцания, разглядывания. Непохожесть не вызывает раздражения или агрессии. Здесь господствует любопытство, переходящее в желание общаться.
- Привет! Ты откуда?
-Привет! Я из Москвы, а ты?
-А я из Претории. Ой, Москва, так далеко! Там сейчас снег?
-Нет, жарко, лето. Это правда, что у вас вода закручивается в воронку против часовой стрелки?
-Не знаю, а у вас… А ту где учишься? Тебя как зовут?
-А ты куда летишь? Сколько тебе лет?
-А ты с родителями?
-На каком языке твоя книжка? Разве есть такой язык? А как будет…? У тебя есть e-mail? Напиши…
 
 Нам интересен чужой язык и чужой образ жизни, без стеснения хочется задавать вопросы и немедленно получать ответы. В атмосфере умиротворения мы становимся миротворцами, то есть людьми, более стремящимися к миру, чем к войне. Хочется говорить на английском и испанском, понимать герерро и слушать песни на суахили или фарси. Диаген прославился не только тем, что променял комфортное жилье на бочку. Он говорил, что если представить человеческое знание в виде круга, лежащего на плоскости незнания, то прослеживается закономерность. Чем больше радиус этого круга знания, тем длиннее окружность, разделяющая его от незнания. Иными словами, чем больше ты знаешь, тем сильнее осознаешь, что ничего не знаешь.
 Чем больше человек видел и знает, тем шире его кругозор. Шире взгляды. Сильнее желание понимать и познавать. Общаться с другими людьми, познавать чужие культуры и образ жизни. Уважать право других на самобытность. С этого начинается миротворчество.
 Не надо кричать о стремлении к миру с трибуны, нельзя творить мир только с помощью форумов, конференций и военных операций. Это дело нас, обычных людей, каждый день общающихся друг с другом. Собираясь в далекую страну, выучи несколько слов на новом языке, почитай о ее истории и традициях. Не стоит забывать и о соседях. Это так просто, но с этого начинается мир.

 
Прокопчук Михаил.
 
Картины народной жизни в романе М. А. Шолохова «Поднятая целина».


 
Годы коллективизации сельского хозяйства стали переломными в истории советской литературы. Советские писатели в 30-е годы занимали четкие политические позиции: выполняли «социальный заказ», воспевали трудовой энтузиазм народа. Шолохов в романе «Поднятая целина» имел целью рассказать об участии «крестьянских масс» в строительстве социалистического общества, о рождении нового отношения людей к труду.
В произведении отразилась тема руководства пролетариата крестьянством, подверженного влиянию мелкобуржуазной психологии. С точки зрения власти это выражалось в привязанности земледельца к собственности, что мешало социалистическому преобразованию деревни.

Народная жизнь в «Поднятой целине» изображена как трудное продвижение по пути к счастливому будущему, как борьба с препятствиями, мешавшими достижению прекрасной цели.
Массовые, народные сцены играют важную роль в композиции произведения.
Автор создает каждую из этих картин так, что она по себе представляет идейно-художественное целое. И в то же время каждый из этих эпизодов – необходимое звено в развитии сюжета. Так, собрание бедноты – это экспозиция, политическая характеристика крестьянских настроений к моменту появления в Гремячем Логу двадцатипятитысячника Давыдова. Накануне собрания казаки разбежались от него, когда узнали, что он приехал «насчет колхоза». Как оказалось, они уже имели опыт коллективного хозяйствования: записавшиеся в ТОЗ «превзошли… в бедность», потому что хозяйство «пришло в убыток». Но и память о всегдашнем нищенском существовании деревни порождает надежду на изменение к лучшему. Крестьяне готовы согласиться с тем, что во всем виноваты кулаки-кровососы, что «только в колхозе трудящемуся крестьянину спасение от бедноты», невзирая на то, что в нем, как и в недавнем ТОЗе, нет ни скотины, ни инвентаря, ни машин.

В изображении картин народной жизни Шолохов использовал основополагающую идею ленинского учения о социализме – о рождении нового отношения человека к труду и о воспитании нового человека в процессе строительства социалистического общества.

Шолохову важно показать, что трудовое начало коренится в глубине народного сознания и проявляется в поступках людей, даже если их характеры были искажены условиями старой жизни. Неразговорчивый Демид выписался из колхоза, но, покидая колхозный двор, разрушает снежную преграду, чтобы чтобы выпустить скопившуюся весеннюю воду. «ну, этот опять в колхозе будет», - говорит о нем наблюдавший из окна Разметнов.

Бесхлебников настигает Щукаря, пытавшегося поймать чужую курицу, но, узнав, что старик это делает, чтобы приготовить вкусный обед для пахарей, произносит: «Пахарям можно, в этом греха нету».

Писатель подчиняет развитие сюжета сталинской догме, согласно которой, по мере продвижения по пути к социализму, усиливается классовая борьба. Процесс ломки старого уклада становится все более напряженным, принимает мучительные формы, стремительно развиваются события: происходит массовый убой скота, активизируются вражеские силы.

Кульминация в развитии сюжета совпадает с самым важным событием в жизни сельчан – сбором зерна для весеннего сева.

Подстрекаемые кулаком Островновым, казаки решают забрать назад зерно из общественного амбара. Разъяренная толпа женщин избивает Давыдова, но классовое чутье позволяет крестьянам осознать свой поступок, извлечь из него правильные уроки.

Автор художественно убедительно передает последовательные изменения настроения толпы. Поведение каждого соответствует его характеру, проявившемуся ранее в тех или иных ситуациях, связанных с организацией колхоза.

«Гневно выступает вперед» Банкин, но потом «отступил». Марина Пояркова стояла «поодаль», но Давыдов «уловил ее враждебный взгляд». Яков Лукич «шепчет» что-то нерешительному Демиду Молчуну, а Щукарь прячется на сеновале.

После «бабьего бунта» Давыдов объясняет на собрании, что «административных мер принимать не будут», потому что «большевики не мстят». В ответ на шутку Давыдова раздается сначала «несмелый смешок», а потом «чей-то теплый и веселый басок сказал: «А ить нам вместе жить.… Давай…так: кто старое помянет, тому глаз вон». На следующий день основная часть гремячинцев снова подает заявление в колхоз.

Шолохов нарисовал в «Поднятой целине» историческую картину жизни народа в дни глубоких преобразований, которые коснулись экономического уклада и социальных отношений в деревне, картину изменения сознания и психологии миллионов людей.
 

 
Керимова Гульнара.
 
Печорин – «современный человек».


 
Печорин – герой нового типа, он стал прообразом таких героев-идеологов в русской литературе, как Базаров, Раскольников. На первый взгляд, Печорин, как пишут в школьных учебниках, - «типичный» представитель передовой молодежи 30-х годов ХХI века, но перед нами стоит другая задача – найти черты этого образа в последующей русской литературе.
 
Предшественником Печорина был пушкинский герой Евгений Онегин, и Пушкин показал, насколько объективный ход жизни влияет на судьбу человека. Евгений Онегин – продукт своей эпохи, своей среды. У Лермонтова совершенно другой взгляд на героя и обстоятельства его жизни: его интересовала мера свободы личности, внутренние причины, определяющие поведение человека.
 
Существует ли предопределение? Может ли человек сам изменить свою судьбу, объективный ход обстоятельств? Этим Печорин «странен», и все события, которые он организует, тоже странны и необыкновенны.
 
Героя не интересует его продвижение по службе, карьера, улучшение финансового положения – он понимает, что в мире существуют вещи гораздо важнее этих. Герой живет только частной жизнью, он занят самопознанием и познанием действительности, он сам создает различные жизненные ситуации. Жестокий способ познания действительности Печорин извлекает из изнуряющей борьбы с самим собой за маску, которую необходимо надеть, чтобы свет его принял. Свою совесть герой подавил разумом, объяснив себе, что мир несовершенен.
 
В результате эксперимента над самим собой Печорин приходит к выводу, что обстоятельства можно подчинить воле человека и тем самым уйти от предназначения, судьбы и выстроить свою жизнь по собственному желанию.
 
Печорин убеждается на собственном опыте, что его суть отличается от той маски, которую он носит. В ситуации, когда человек делает выбор, он раскрывает свое внутреннее «я», показывая свою суть.
 
У Печорина познание мира сводится к тому, что оно создает по своей воле такие ситуации, которые раскрывают истинное лицо, содержание человеческой личности. Но герой Лермонтова не замечает, что его разум способен постичь только законы светской жизни, ее суету и интриги, а не настоящую жизнь, которая оказывается глубокой, как «колодезь», у которого он встретился с Грушницким и впервые увидел княжну Мери. Они оказались все-таки другими, не такими, как предполагал Печорин.
 
Печорин не угадал «своего назначения», не понял, каков на самом деле Вернер, не раскрыл подлинных тайн мира Но он страдал от своей неспособности к любви, не смог приблизиться к настоящему познанию мира, потому что постигал ее логикой, а не сердцем. Поэтому Печорин видит искаженную картину мира.
 
Пытаясь оправдать себя за сделку с совестью, Печорин объяснил себе, что человек живет чувствами только в юности, потому что «страсти» - первоначальная стадия идеи, которая потом обретает форму действия. Нормальное состояние взрослого человека, по мысли Печорина, - равнодушие, потому что он руководствуется идеями, то есть разумом, а не чувствами. Рассуждая так, герой освобождает себя от нравственных ценностей, от нравственных законов. Дружбу Печорин оценивает как союз двух людей, когда один человек становится рабом другого, то есть в возможность дружбы между людьми Печорин не верит. Не верит он и в любовь, которую считает «торжеством власти». Счастье для него – всего лишь «насыщенная гордость», а цель его жизни – «опрокинуть» замыслы коварных врагов, что он и делает на протяжении всей повести «Княжна Мери». Печорину казалось, что он свободен, он даже уверял себя: «свободы своей я не продам». Но он становится рабом этой идеи, принося и себе несчастья, и другим: стал «топором в руках судьбы».
 
Жизненный путь Печорина закончился трагически: ему не удалось познать мир, люди, с которыми он оказывался рядом, были не совсем такими, как он их себе представлял, он не выполнил своего назначения.
 
Печорин стал прообразом новых героев-идеологов русской литературы ХХI и ХХ веков, которые стремятся выстроить свою жизнь, основываясь на теории. Это такие герои, как Базаров, Раскольников. С образом Печорина связана одна из самых важных тем русской литературы – тема совести и гуманизма.
 

 
Мушегян Анни.
 
Что отличает Катерину от обывателей города Калинова? ( по пьесе А. Н. Островского «Гроза»).

 

 
Критик И. Добролюбов в своей статье «Луч света в темном царстве» называет Катерину «лучом света», подчеркивая тем самым ее индивидуальность, ее отличие от всех персонажей пьесы.
 
Богобоязненная Катерина не похожа ни на кого из жителей города; ее жизненные принципы, миропонимание отличны от принципов и позиций, к примеру, Варвары. При первом знакомстве с Катериной в 1-ом действии мы видим ,что она защищается от нападок Кабановой. «Напраслину-то терпеть кому ж приятно», - говорит она. Катерина не боится возражать Кабанихе, хотя та внушает страх другим членам семьи.
 
Для Катерины важна справедливость, свобода, искренность, именно по этим причинам сна признается Варваре в своих греховных мыслях о недозволенной любви к Борису Григорьевичу. Открывшись Варваре, Катерина надеется на духовную поддержку, ей нужна опора, а Варвара в качестве помощи предлагает устроить встречу с Борисом: «Тихон уедет, может быть, и видеться моно будет», - говорит она. Эти слова подтверждают , что для Варвары понятие греха абстрактно, грех для нее существует лишь на страницах Библии. Девушка привыкла посредством лжи добиваться своих целей, ее жизненный принцип – «делай, что хочешь, только бы шито да крыто было». Катерине же чужда ложь, а особенно ложь своим близким, семье. В понимании Катерины семья основывается на любви, доверии, но ни того, ни другого в доме Кабановых нет. Именно поэтому Катерина в этом доме – «белая ворона».
 
Все остальные жители города такие же, как Варвара: они не выделяются из общей массы. Конторщик Кудряш готов преподать «урок вежливости» Дикому, но только не один, а «вчетвером, впятером». У Кудряша острый язык, однако он не противостоит Дикому, он лишь отвечает грубостью на грубость, а это не протест, не борьба. Кулигин, который произносит прекрасные слова о «жестоких нравах», царящих в городе, предпочитает стерпеть; Тихон попросту находится под властью Кабанихи, он способен лишь «запивать» свое горе, он смирился и не противостоит тирании матери.
 
Эти люди не борцы, они не могут и не хотят противостоять несправедливости и злу.
 
Единственный, кто кажется отличным от калиновского общества, – это Борис Григорьевич. Однако в сцене свидания с Катериной раскрывается его характер, его суть. Создается впечатление, что они разговаривают на разных языках, каждый говорит о своем и, похоже, Борис не очень прислушивается к словам Катерины. Их встреча полна пыла, страсти, силы чувств, в отличии от свидания Варвары и Кудряша, которые и разговаривают, и даже целуются как старые знакомые. Однако для Бориса эта страсть – игра. Получив ответ на вопрос о времени отъезда Тихона, Борис Григорьевич уже думает о том, как они с Катериной «погуляют». «Времени-то довольно», - думает он. Это расчет, такой же холодный, как у Варвары и Кудряша.
 
Борис Григорьевич такой же лжец, как и другие, он готов скрывать свою любовь к Катерине, тогда как Катерина для него «и греха не побоялась», не побоится и «людского суда».Она сознательно рассказывает правду прилюдно, при Кабанихе, прекрасно сознавая, чем ей это грозит. Катерина делает это из-за того, что «даже легче бывает, когда за какой-нибудь грех здесь, на земле натерпишься». Она готова прин6ять наказание, она покаялась.
 
Катерина могла бы, конечно, жить дальше, могла сбежать с Борисом, если бы он, ее последняя опора, не оказался таким же эгоистом, как и все калиновцы. Даже при последней встрече с Катериной Борис думает лишь о себе, о том, чтобы «не застали» их. Катерина же винит во всем себя, полностью оправдывая возлюбленного.Борис и на последнее свидание «отпросился у дяди на минутку», а Катерина сбежала.
 
В душе Катерины созрел протест, достаточно мощный, чтобы быть способной совершить самый непредсказуемый поступок. Катерина протестовала уже тогда, когда сознавалась перед людьми в своем грехе. И после ее гибели, как по цепной реакции, совершает побег Варвара, произносит гневные слова Кулигин, и даже Тихон осмеивается выступить против своей матушки, обвинив ее в смерти жены.
 
Общество, в которое попала Катерина, вполне оправданно названо Добролюбовым «темным царством», м как любой «луч света» в подобной мгле, Катерина потухла, вспыхнув ярко один, последний раз.
 

 

 

 

о школе  образование  персоналии  пресса  родителям  контакты

.................................